Тел.: +7 (495) 789 45 55 / Факс: +7 (495) 937 33 60 / Эл.почта: mailbox@rusfund.ru
25.06.2024
Фонд прошёл стресс-тестирование на финансовую устойчивость
12.11.2024
NAUKA принимает участие в III Деловом форуме «Дни Сибири и Арктики-2024»
12.11.2024
СК «ТИТ» получила благодарственное письмо от Председателя Совета Финансового рынка за «Инвестиции в будущее»
12.11.2024
Трансформаторные подстанции столбового исполнения КТП/С в наличии на складе!
05.11.2024
ООО «Вега-ГАЗ» приняло участие в отраслевом совещании по итогам разработки и внедрения новых видов энергетического оборудования и технологий на объектах ПАО «Газпром» в 2024 году
05.11.2024
Отгрузка оборудования для полиметаллического холдинга «Селигдар»
31.10.2024
NAUKA подключила общежитие Государственного университета управления (ГУУ)
31.10.2024
Страховая компания «ТИТ» застраховала имущество золотодобывающей компании
29.10.2024
Как мы покупали русский интернет
1.«Рамблер». Начало. Осень 1999 года
Когда я решил «купить русский интернет», а тогда я воспринимал эту сделку именно так, я вообще толком не знал, что это такое — интернет.
Это был конец 1999 года, прошел всего год после всеобщего дефолта. Весь рынок зализывал раны и реструктурировал долги. Мы в «Русских Фондах» успели что-то заработать на постдефолтных долгах, но это были не огромные деньги, а больших проектов и доходов на горизонте видно не было.
Сергей Васильев
Поэтому мы стали смотреть по сторонам: что происходит вокруг, за границей? А там, за океаном, тогда блистала на бирже Yahoo! и другие, абсолютно неизвестные и непонятные нам интернет-компании. Мы что-то слышали об этом, но что это такое — интернет-компании — вообще не понимали.
Мы лишь стали с горечью замечать, что Америка забыла о новой растущей России и полностью переключилась на свои, американские доткомы. Они росли на биржах еще быстрее, чем вчера росли российские акции. Тогда я и задался вопросом: а что у нас с интернетом? Есть ли у нас вообще хоть какие-то интернет-компании? Что это такое и как они зарабатывают?
Я, по сути, ещё не пользовался интернетом. Я окончил Физтех, в институте даже что-то программировал — в общем, с компьютером был на «ты». Но интернет, зарождавшийся в России, жил где-то отдельно от меня. За все предыдущие годы я заходил в сеть всего пару раз. Пытался что-то найти, посмотреть, но быстро запутывался, не понимал, что и где, и оставил это занятие как бесполезное и бестолковое.
Я позвонил Юлию, другу-физтеху и коллеге по «Тверьуниверсалбанку». В банке он возглавлял ИТ-департамент, поэтому точно должен был хоть что-то знать про этот самый интернет.
— Ты что-нибудь знаешь про русский интернет? — спросил я его по телефону.
— Конечно, — удивленно ответил он. — А зачем это тебе?
— Секрет, — таинственно сказал я, и тут же предложил Юлию приехать ко мне.
Мы встретились на Трёхпрудном, в моем новом-старом кабинете со стенами плотно-зелёного цвета. Радостно обнялись — со времён работы в банке мы не виделись уже более трёх лет, — и Юлий начал свой рассказ про интернет.
— Во-первых, поиск. В интернете самое главное — это поисковые системы, без них интернет — просто куча мусора. Поисковики — это номер один. Вот, к примеру, в Америке это Yahoo!.
— Стоп! — остановил я рассказ Юлия и заинтригованно переспросил: — Так Yahoo! — это поисковик?
— Ну да, — спокойно ответил он.
— Тот самый Yahoo!, который стоит сейчас 100 миллиардов долларов? — недоверчиво уточнил я.
— Ну, я точно не знаю, но это у них сейчас главная фишка на бирже.
— А у нас в России сейчас есть такие поисковики?
— Главный — это «Рамблер». Это самый первый поисковик, который появился ещё лет пять назад. Еще в «Рамблере» есть Top100, это даже круче, чем поисковики. Это счётчик, который расставляет все сайты по типу рейтинга, и можно сразу, без всякого поиска, найти самые посещаемые сейчас сайты, да ещё и в разных категориях.
— А кроме «Рамблера» есть кто-то ещё?
— Да, есть ещё «Яндекс». Они молодые, новые, но считаются уже даже лучше «Рамблера».
— А чем они лучше?
— Ну, считается, что они лучше ищут.
— Кем считается?
— Толком это никто подтвердить не может, но в тусовке принято считать, что «Рамблер устарел», а «Яндекс» — это более круто.
Вот как! Оказывается, у нас в русском интернете что-то уже устарело, что-то его обгоняет, а я вообще ничего не знаю ни про то, ни про другое.
— Как это так? — стал я недоверчиво уточнять у Юлия.
— Согласен, всё это очень относительно. Вся гонка ещё впереди. Тут главное, что наш интернет-рынок в самом начале пути, у нас в интернете не более 1% населения, а в Америке уже то ли 30%, то ли 40%. Вот поэтому там и бум.
— А когда начинается бум, при каких цифрах проникновения? — вкрадчиво уточнил я.
— Говорят, когда проникновение интернета достигает 10% от населения.
— То есть до бума нам ещё нужно вырасти в 10 раз?
— Да. Но это всё происходит очень быстро. Сейчас проникновение интернета в России удваивается каждый год.
Эти цифры — удвоение в год, 10% населения страны, 100 миллиардов долларов в Нью-Йорке — стали меня будоражить. Юлий рассказывал о терминах и трендах как-то спокойно и без эмоций, не понимая, какая во мне закипала интрига. А я чувствовал, что напал на новую золотую жилу.
— А что ещё есть в интернете, кроме поисковиков? Зачем он вообще нужен, этот интернет? —продолжал я с вопросами.
— Ещё есть почта, это тоже очень важно. Вторая вещь, за которой люди идут в сеть, это отправка писем. Поэтому есть «почтовики», то есть почтовые компании. У нас в России лидер — Mail.ru, их компания так и называется. Почта у них плохая, но адрес крутой, и все открывают ящики у них.
— Юлий, мне нужно всех их найти, — остановил я рассказ товарища и тут же обозначил ему свою цель. — Я хочу их купить!
Оглавление:
- Начало. Осень 1999 года
- «Лента.ру». Ноябрь 1999 года
- «Яндекс», Mail.ru. Ноябрь 1999 года
- Виктор Хуако. 1999 год
- Сделка. Декабрь 1999 года
- Команда. Декабрь 1999 — январь 2000 года
- Yahoo! Январь-февраль 2000 года
- Бартер. Весна-лето 2000 года
- «Что? Где? Когда?» Осень 2000 года
- Олигархи. Весна 2001 года
- Еврейский вопрос. Май 2001 года
- Лопатинский. Июнь 2001 года
- Затишье. 2002 год
- Продажа. Декабрь 2003 года
- Послесловие. Декабрь 2015 года