Тел.: +7 (495) 789 45 55 / Факс: +7 (495) 937 33 60 / Эл.почта: mailbox@rusfund.ru
ЗОЛОТЫЕ ОБЛИГАЦИИ GOLD02
26.09.2023

28.11.2023

27.11.2023

26.11.2023

24.11.2023

23.11.2023

23.11.2023

20.11.2023

20.11.2023

20.11.2023

Дороже золота
Алтайский край издавна был известен как район добычи металлов. Недаром в переводе с тюркского Алтай означает «золотые горы». Легенды о несметных сокровищах кочевых племен не дают покоя кладоискателям, а драгоценный металл здесь добывают и по сей день. Но есть вещи, которые ценятся больше золотого тельца.


Так получилось, что современные рудознатцы обнаружили в земле исторический памятник — деревянную шахту XVIII века. Эту уникальную находку они решили сохранить для потомков, взяв на себя все работы по ее извлечению, реставрации, консервации и музеефикации. И теперь благодаря золотодобывающему холдингу «Селигдар», вложившему в это культурное наследие около 10 млн рублей, познакомиться с историей горного дела на Алтае может любой желающий.
Наследие золотодобычи
В ноябре 2010 года на Мурзинском месторождении (Краснощековский район Алтайского края) артель старателей «Поиск» обнаружила старинный ствол шахты, укрепленной деревянным срубом.
Когда экскаватор откопал сруб, мы глазам не поверили: целехонький! А ведь по нему бульдозер прошел,— говорит директор предприятия Владимир Письменный.

Часть экспозиции "Мурзинская горная крепь”

Из-за того, что сруб был полностью засыпан глиной и находился без доступа воздуха, он практически не пострадал от разрушительного действия времени. То, что перед ними вещь уникальная, старатели поняли сразу. Конструкция штольни выполнена без единого гвоздя. Все бревна деревянного сруба рубленые и долбленые. Горизонтально уложенные друг на друга, они соединяются в углах врубками. Стоит отметить, что сруб укреплял ствол шахты, который также сохранился до наших времен. Внутри шахты — два отделения: ходовое — для спуска и подъема работников, и рабочее — для выемки горной породы из‑под земли и откачки воды. Кроме того, были найдены артефакты для добычи золота: лестница, шконт, деревянное кольцо и штырь. Лестница тоже сбита без единого гвоздя и, конечно же, отличается от современной. Посередине ступеньки почти квадратные, а по краям — округлые, чтобы было удобно держаться руками.
«Когда экскаватор откопал сруб, мы глазам не поверили: целехонький! А ведь по нему бульдозер прошел!»— Владимир Письменный, генеральный директор ООО «Артель старателей «Поиск» Специалисты утверждают, что находок подобного рода в Сибири нет. Не могут похвастать такими открытиями Якутия, Бурятия, Оренбургская область, где холдинг имеет предприятия.
Первое золото России
О находке было доложено руководству холдинга, которое приняло решение увековечить сооружение как памятник потомкам. Провести многоуровневую экспертизу пригласили ученых из Алтайского государственного университета и Научно-производственного центра по
Мы определили, что сооружение было построено в 1772–1789 годах. Делали еще анатомическую экспертизу дерева и выяснили, что это лиственница. Доставлялась она, скорее всего, из бассейна ближайших рек,— сообщил заведующий кафедрой экономической географии и картографии АлтГУ Николай Быков.
Да и сама конструкция находок говорит о том, что это свидетельства добычи золота конца XVIII века. Получается, что фактически была найдена шахта, давшая первое золото в России, потому что до начала работ под руководством этого известного промышленника все золото на Руси было привозным.
На вес золота
Задачей номер два для руководства холдинга «Селигдар» и артели старателей «Поиск» стало сохранение сооружения для потомков. Сложность заключалась в том, чтобы найти партнеров, которые не погубили бы конструкцию, ведь сооружению 200 лет, а его объем далеко не маленький. Для этого компания провела конкурс среди фирм, занимающихся реставрацией и сохранением памятников, и выбрала тех, кто предоставляет надежные условия.
Как отметила Любовь Никитина, представитель фирмы «Ен Ко», которая реставрировала сруб, опыта работы с такими большими конструкциями у них еще не было.
Мы просмотрели массу статей в Интернете, советовались с археологами Новосибирской академии наук, работали с московскими археологами и архитекторами, которые занимаются вопросами сохранения древесины. Получили от них полные методические рекомендации,— рассказывает Любовь Александровна.— Такой сруб — это новинка не только для Алтая и Новосибирска, но и для Урала.
Артелью старателей «Поиск» и фирмой «Ен Ко» была проведена большая работа. Летом 2011 года на месте находки каждый день специалисты проводили первичную обработку древесины специальными растворами. Затем была вторичная обработка, после которой каждое бревно завернули в полиэтилен и доставили в Барнаул. Здесь их обработали в третий раз теми препаратами, которые применялись в Москве и Новосибирске при восстановлении памятников архитектуры. И только после этого дерево законсервировали, чтобы в дальнейшем оно не разрушалось.
От золотоискателей — хранителям истории
Затраты холдинга «Селигдар» на сохранение деревянного сруба составили порядка 10 млн рублей. Как отметила начальник отдела культурного наследия Управления Алтайского края по культуре и архивному делу Галина Кубрина, в регионе есть много примеров, когда представители коммерческих структур оказывают поддержку творческим коллективам, но чтобы такое внимание было уделено историческому памятнику — это происходит впервые. Мало того, что организация заявила об уникальной находке и провела работы по ее сохранению, так она еще создала целую музейную экспозицию «Мурзинская горная крепь» и передала ее в дар Алтайскому государственному краеведческому музею. И теперь сооружение могут увидеть не только археологи, ученые и рабочие, но и все жители Алтайского края. Сруб стал основным объектом уличной экспозиции музея. Он находится под специальным стеклянным саркофагом, который защищает его от воздействия стихий. Рядом — стенды с изображением архивных документов и схем, реконструирующих историю освоения месторождения. Присутствовавший на церемонии передачи уникальной находки в дар музею губернатор Алтайского края Александр Карлин адресовал руководителям холдинговой компании слова искренней признательности.
Отреставрированный сруб на территории музея
Предприятие не только сохранило найденный при производстве работ объект, являющийся одним из наиболее ранних памятников промышленного производства на Алтае. Компания оплатила его консервацию и сооружение специальной защиты этого экспоната. Сегодня мы видим не просто интересное сооружение, но тщательно выстроенную новую уличную экспозицию краеведческого музея, отражающую историю промышленного освоения Алтайского края,— подчеркнул Александр Карлин.
Представители «Селигдара» не скрывают намерения и в дальнейшем сотрудничать с этим учреждением культуры.
Когда был найден этот сруб, мы решили, что должны его сохранить и передать культурное наследие края Алтайскому краеведческому музею. Чтобы наши дети и внуки могли приобщиться к истории развития промышленности в Сибири. Они должны знать,что мы сегодня являемся продолжателями давних традиций людей, которые в незапамятные времена начинали осваивать богатства недр Алтайского края. По мере возможности мы теперь будем сотрудничать с музеем,— отметил гендиректор ОАО «Селигдар» Анатолий Лабунь.
Кстати, узнав о находке, нашлись претенденты на сруб. Среди них был московский геологический музей им. В. И. Вернадского РАН. Но руководство золотодобывающего холдинга приняло решение оставить деревянный сруб на Алтае. Директор краеведческого музея Ольга Падалкина считает этот экспонат памятником всем тем, кто трудился на рудниках и заводах, начиная с XVIII по XX век. В скором времени подобная экспозиция может появиться и в других музеях.
Наша работа будет продолжена. Есть договоренность с Московским и Санкт-Петербургским горным университетом. Им тоже будет предоставлена часть экспозиции для популяризации истории горного дела,—говорит председатель Совета директоров холдинга «Селигдар» Геннадий Пивень.
Такие находки, как демидовский сруб, уникальны. Алтайский край может гордиться тем, что коммерческая компания заявила о своем желании сохранить историческое наследие и провела все необходимые для этого работы. Хотелось бы, чтобы это послужило примером для других. Исторических памятников в стране много.