Весь триатлон, который пришел в российский финансовый мир и стал, в некотором смысле, модой, начался с Алексея Панферова из New Russia Growth. Мы с ним вместе работали в компаниях «Татнефти» – он в «Зените», я в «Солиде», хотя последние пять-семь лет не общались.
Алексей создал сайт для триатлонщиков – trilife.ru, и чуть больше, чем за год жизни проекта, собрал вокруг мира триатлона целое сообщество. На сайте он описал весь тренировочный процесс и как проходила его первая гонка: как терял сознание в конце дистанции, и сын его вел к финишу за руку. Меня этот рассказ очень впечатлил: и эмоции, и уровень подготовки (он начал в 40 лет!), и степень нагрузки. И мне очень понравилась идея, что в нашем возрасте можно начать с нуля, измениться, справиться с очень серьезным уровнем тренировок. Так полтора года назад я пришел в триатлон.
Вообще, я занимаюсь спортом всю жизнь: сколько себя помню, всегда чем-то увлекался. Были единоборства – каратэ, и бокс, и кикбоксинг, плавание, теннис. Предыдущее «взрослое» увлечение, которое продолжалось около трех лет, – шоссейные кольцевые мотогонки. Катался на достаточно высоком любительском уровне, по всему миру, на разных треках. Но пока наездился, своего часа ждет парк подготовленных специально для шоссейных трасс мотоциклов.
.
Предыдущее увлечение Гоцева - шоссейные кольцевые мотогонки
И вот наступил какой-то новый этап, захотелось заниматься принципиально другим. Однажды я надел спортивный костюм, вышел на улицу и побежал. Просто проснулся с утра и пошел в лес бегать. Никаких особенных знаний о том, как надо тренироваться, у меня не было. Начиналось это осенью, затем наступила зима с морозами минус 23-25. Бегать в такие морозы, говорят, очень вредно, а я ничего – бегал по лесу по 10-15 км 5-6 дней в неделю.
Какое-то время побегал, похудел, а что дальше делать – не знаю! Как раз в этот момент услышал о триатлоне, мне попалась вышеупомянутая статья. Стал искать людей из мира триатлона, чтобы они подсказали тренеров – я уже понял, что без них и программы ничего не получится. Как выяснилось, многие мои приятели-триатлонщики тренируются под началом американских тренеров – платят деньги и получают по почте планы тренировок. Есть такой известный американский триатлет – Дэвид Уорден, который на сегодня в Москве уже достаточно раскручен. Передо мной стоял выбор: идти по этому пути или найти тренера в России. Мне показалось, что лучше найти кого-то здесь. Во-первых, это непосредственный контакт, во-вторых, тренер лично корректирует технику плавания, велосипеда и даже того же бега.
Сергей Васильев из «Русских фондов» подсказал мне обратиться в проект ProTrener, который отпочковался от World Class (там тренируется его супруга, которая достигла в триатлоне немалых успехов – ред.). Через них я нашел своего первого тренера. Сейчас занимаюсь с Игорем Сысоевым, российским триатлетом, он был пятым на Олимпиаде в Пекине, его жена Ирина Абысова только что выступала на Олимпиаде в Лондоне.
До Ironman 70.3 или Half-Ironman (1,9 км вплавь, 90,1 км на велосипеде, 21,1 бегом) у меня не было опыта прохождения триатлонной дистанции. Я участвовал в веломарафоне в Тарту (137 км), бегал несколько раз «десятки» и полумарафоны в Москве.
В Австрию на соревнования поехал со всей семьей, включая маму и сестру. В этих соревнованиях я участвовал вместе с несколькими своими приятелями-триатлетами, с которыми познакомились за время совместных тренировок, и со своим тренером по велоспорту Романом Парамоновым, мастером спорта международного класса. К несчастью, с утра стало понятно, что погодные условия будут плохие. После небольшой драки в воде – всегда на старте, когда в воду прыгает 1000 и более человек, в воде возникает невольная драка, все друг друга лупят руками и ногами, даже иногда плывут по тебе, чтобы найти свое место в группе и выйти на свободную воду, все нормализовалось. Я проплыл 2 км за 32 минуты – для новичка это весьма прилично.
Сразу после плавания, когда я сел на велосипед, начался проливной дождь. Здесь и смешались все карты. С меня сразу слетели очки, видимо, я плохо закрепил дождевой фильтр на оправе, осталась одна «дужка» на лбу, поэтому два часа ехал с сощуренными глазами и полным ртом воды. По дороге у меня из сумки вывалилась часть тюбиков с питанием, оторвались два флягодержателя – потерялась вся вода. Велоэтап я прошел за 2 часа 24 минуты 58 секунд.
И, конечно, под ливнем я очень замерз. Температура сперва была 12 градусов, потом 10, а на такой скорости это ощущается совсем по-другому. Последние 10 км пути я вообще не понимал, что происходит, «задубел» страшно, рук-ног уже не чувствовал, вцепился глазами в двух велосипедистов впереди меня и думал: только бы от них не отстать. Так и доехал до финиша. При этом я проехал дистанцию со средней скоростью 37-38 км в час. С деревянными ногами я слез с велосипеда. Согрелся только, когда побежал.
Но на беге почти сразу же, на третьем километре, начало сводить обе ноги. В общем, всю дорогу бежал на грани – либо сейчас сведет ноги, я упаду и сойду с дистанции, либо продолжу бежать, но медленнее расчетного темпа. Всю гонку, включая транзитные зоны, удалось преодолеть за 4 часа 57 минут. Не быстро, но для моего состояния было очень неплохо. Своим результатом я для первого раза очень доволен
.
В подобной длинной цикличной гонке важен психологический момент – надо понимать, что с тобой и твоим организмом произойдет на каждом этапе, на каждом километре, в каждый конкретный момент времени, что ты будешь чувствовать, и ментально быть готовым к продолжительной дистанции. Температура, рельеф трассы, влажность, часовой пояс и пр. играют огромную роль. Когда нет опыта, очень сложно разложить свои силы с учетом географических и погодных условий трассы, быть готовым к тому, что надо отработать еще час, после четырех-шести часов напряженной работы. А когда ты уже это прошел на тренировках или в процессе гонок, то понимаешь, что такое вкалывать всю дорогу, и что с тобой будет происходить.
.
Героический финиш гонки
В планах – участие в августе следующего года в полном IronMan в Америке, уже зарегистрировался. Готовиться начну с января. Предстоит проплыть 3,8 км, 180 км преодолеть на велосипеде и 42 км пробежать. Только что, 30 сентября, я пробежал марафон в Берлине.
К счастью, мои коллеги дают мне возможность тренироваться: я могу приходить на работу в 11 часов и уходить в районе 18 часов. Ну и потом, рынки все еще довольно неактивны. Во время подготовительного периода я тренируюсь шесть дней в неделю: четыре дня по две тренировки в день и два дня – по одной. За тренировочную неделю обычно наплываешь в среднем 10-15 км, пробегаешь 70-100 км, накатываешь 250-300 км. Зимой, конечно, сложнее. Ездой я занимаюсь на велотреке в Крылатском. Плаванием – в основном в бассейнах. Бегом – где угодно: в парках, на стадионах. А если нужно накатывать на велосипеде большие дистанции (по 160-200 км в день), то это надо делать за границей. У нас по дорогам страшно кататься, потому что нет культуры отношения к велосипеду. За границей же хорошо тренироваться в открытой воде, в процессе подготовки мы с тренером обычно выезжаем на два-три двухнедельных сбора на Кипр, в Испанию, Францию.
А главный вывод, который я для себя сделал из неудачи в этот раз, что это видимо такая дань богу триатлона или богу Iron Man (смеется – ред.). И в следующий раз он меня выведет с хорошими результатами, которые я наметил!