Интервью Александра Потавина журналу F&O
Инвестиционная группа
набережная Тараса Шевченко, 23А, Москва, 121151, Бизнес центр «Башня 2000», 19 этаж
Тел.: +7 (495) 789 45 55 / Факс: +7 (495) 937 33 60 / Эл.почта: mailbox@rusfund.ru

Пресс-центр

Тел.: +7 (495) 789 45 55
Факс: +7 (495) 937 33 60
Эл.почта: mailbox@rusfund.ru
Архив новостей
2024
Январь
Февраль
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2014
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2013
Январь
Февраль
Апрель
Декабрь
2012
2011
Январь
Февраль
Март
Сентябрь
Октябрь
Главная » Пресс-центр » Мы в СМИ » Интервью Александра Потавина журналу F&O
19.10.2012

Интервью Александра Потавина журналу F&O

Аналитики – одна из излюбленных тем трейдерских разговоров и баек. Обычно те, кто зарабатывает деньги торговлей биржевыми активами, их не очень жалуют. Наш герой – один из тех, кто не только публично по долгу службы занимается анализом отечественного фондового рынка, но и воплощает в жизнь свои рекомендации на личном счете. Он один из немногих аналитиков российских брокерских компаний, кто сумел стать по-настоящему своим среди частных трейдеров. Мы беседуем с Александром ПОТАВИНЫМ.

– Александр, как Вы попали на фондовый рынок?
– Это было в далеком 1994 году, меня попросили для одного банка сделать проспект эмиссии. В те времена это была довольно простая процедура: рынок только зарождался. Я работал в банке, отдела ценных бумаг еще не было, и мне пришлось этим заняться. Изучил документы, положения, узнал о том, что такое акции, сделал один проспект, другой, третий… Заинтересовался, и в итоге перешел работать в другой банк, в отдел торговли ценными бумагами. Всего в банковской сфере я проработал около 12 лет, дорос до начальника отдела фондовых операций.

– У Вас профильное образование?
– Первое – нет, я окончил Факультет радиоэлектроники Московского авиационного института. Время – первая половина 90-х – было такое, что многие «технари» ушли в бизнес. Я был одним из них. Уже после того, как поработал в банках, получил профильное образование. Окончил Финансовую академию по специальности «Финансовый менеджмент». Просто понял, что без этого выше определенной планки в карьере мне не подняться.

– Что было потом?
– С 2004 года работаю в инвесткомпаниях. Первой стал Nettrader, затем – «Антанта Капитал», сегодня возглавляю аналитический департамент брокерской группы «Ай Ти инвест – Проспект».

– Из банка в инвесткомпанию – это случайность или осознанный выбор?
– Осознанный. Здесь гораздо больше свободы, инвесткомпании менее зарегулированы, есть больше возможностей проявить себя, воплощать в жизнь какие-то идеи.

– Сейчас идет активное обсуждение создания мегарегулятора российского финансового рынка. Как думаете, с его появлением что-то изменится?
– С учетом того, что создан он будет, видимо, на базе ЦБ, для банков вряд ли что-то изменится. А вот инвесткомпаниям будет сложнее: зарегулированности станет больше, соответственно, простора для маневра, для новых идей и развития останется меньше.

"Я торгую только на российском рынке, при этом мой портфель разделен на две большие части: инвестиционную и спекулятивную"

– У Вас есть личный брокерский счет?
– С тех пор, как занялся фондовой аналитикой, все время торгую на личном счете. Считаю, что плох тот аналитик, который не отрабатывает свои рекомендации на личных деньгах. Если ты «прокукарекал», что «Газпром» должен расти и цель у него такая-то, будь добр поставить на это деньги. Иначе это пустой, ни к чему не обязывающий треп.

– Немногие так думают…
– Представьте: выдал аналитик прогноз, у него спрашиваешь: «А ты сам-то купил?». А он: «Нет, я вообще 90% портфеля держу на депозите в Сбербанке». Какой с него спрос? Если я говорю, что МТС или «ИнтерРАО», вероятно, будут расти, значит, они есть у меня в портфеле. Все должно быть по-честному.

Другое дело, что порой в течение дня, уже после того, как опубликован обзор, на рынок приходят какие-то новости, в корне меняющие взгляд на ситуацию. Естественно, их отрабатываешь на торговом счете. Комментировать приходится уже постфактум, и возникают вопросы: «Как же так, вы говорили одно, а в итоге совсем другое». Надо понимать, что рынок – такая среда, где в любой момент может произойти нечто, вносящее серьезные коррективы в утренний анализ или вообще переворачивающее с ног на голову всю картину.

– Вроде 11-го сентября?
– Это экстремальный вариант, но новости, никак не привязанные к календарю экономических событий и сильно влияющие на рынок, приходят с завидной регулярностью.

– Какими инструментами торгуете?
– Работаю только на российском рынке, при этом мой портфель разделен на две большие части: инвестиционную и спекулятивную. Первая – акции на среднесрочную перспективу. Вторая – спекуляции с фьючерсом на индекс РТС, иногда – фьючерс на доллар-рубль, в последнее время он ведет себя очень технично. Если акции я держу от месяца и выше, то фьючерсом на индекс РТС торгую в основном внутри дня. Это инструмент, который мне наиболее понятен. Я не могу уделять много времени и внимания торговле на личном счете, поэтому другие контракты не отслеживаю. Можно было бы, наверное, торговать и нефтью, но, честно говоря, просто нет желания.


"Торгую на разных таймфрэймах и с различными горизонтами. Провожу как скальперские сделки, так и более долгосрочные"

– Какова доходность Ваших операций, хотя бы порядок величины?
– За прошлый год спекулятивный портфель подрос на 37%. Инвестиционный не принес ничего (-5%). Одна из причин – я склонен передерживать убыточные позиции, и иногда не хочу фиксировать потери. Знаю, что это неправильно, но поделать с собой ничего не могу. Я покупаю акции вдолгую исключительно на собственный капитал, поэтому риски невелики. Представьте: купил «Русгидро», а государство на следующий день объявляет о допэмиссии, бумаги падают сразу на 15%. Мне жаль из них выходить, я покупал их не просто так. Поэтому жду, пока они отрастут.

С фьючерсом на индекс РТС проще: я торгую, когда считаю, что понимаю рынок. Если нет, стараюсь постоять в стороне. Мои клиенты в такие моменты видят, что я в замешательстве, и это нормально: признать, что ты не понимаешь, что происходит, и нет желания рисковать деньгами. Так бывает, и нередко.

– Как долго удерживаете спекулятивные позиции?
– Я давно на рынке, за это время выработал собственный стиль. Торгую на разных таймфрэймах и с различными горизонтами, в зависимости от ситуации. Провожу как скальперские сделки длительностью в несколько секунд, так и более долгосрочные. При благоприятном развитии событий могу переносить позиции через ночь и держать вплоть до недели.

– Из каких соображений выбираете наиболее подходящий для данного момента вариант?
– Это можно сравнить с рыбной ловлей. Когда идет путина, лучшее решение –перегородить реку сетями и собирать богатый улов. В другое время смысла в этом нет, зато можно очень хорошо посидеть с удочкой. Скажем так: чем более глобальным событием вызвано движение на рынке, тем больший горизонт будет у сделки, отыгрывающей это движение.

От характера событий, происходящих на рынке, зависит не только время удержания позиции. В зависимости от ситуации, например, иногда имеет смысл вставать по тренду, а иногда, напротив, играть против прорыва. И то, и другое разумно, если я правильно понял, что именно в данный момент происходит.

Бывает и так, что в одном масштабе (например, часовики) я стою, скажем, вниз (есть устойчивый даунтренд, и он не исчерпан), а в другом (например, минутки) – отыгрываю отскок наверх от значимого уровня.

"Я торгую сценарии. Обычно к началу торгов в Европе становится более или менее понятно, какие варианты развития событий возможны на рынке сегодня"

– Какие графики анализируете, какие индикаторы используете?
– У меня всегда открыты минутки, 5-минутки, 15-минутки и часовики – это по фьючерсам. Они дают возможность видеть полную картину происходящего. Из индикаторов: скользящие средние, RSI, линии Боллинджера, параболик.

– Индикаторы на всех графиках одни и те же?
– Нет, разные. Подробнее не спрашивайте: должно же быть у меня какое-то ноу-хау. (Смеется.)

– Вы используете механическую торговую систему?
– Нет, я торгую сценарии. Обычно к началу торгов в Европе становится более или менее понятно, какие варианты развития событий возможны на нашем рынке сегодня. Условно говоря, «с утра мы идем вниз, те, кто вчера купил, будут наказаны, сработают стопы, после чего рынок пойдет выше, но не сильно, поскольку впереди нас ждет статистика, а после ее выхода, скорее всего, будет фиксация прибыли» и тому подобное. Примерно такой расклад на день – клиенты нашей компании, которые постоянно меня читают, не дадут соврать – у меня есть каждое утро.

При этом главное – не привязываться к сценарию жестко, торговать не то, что в голове, а то, что реально происходит на рынке. Нельзя доказывать ему собственную правоту, это обходится очень дорого. Если рынок начинает вести себя как-то иначе, я либо торгую эти изменения (если понимаю их природу), либо выхожу из рынка (если его поведение мне непонятно).

– Александр, Вы успешно торгуете на бирже. Не возникает мысли бросить аналитику, взять денги в управление и жить на доходы от трейдинга?
– У меня был такой опыт. Мой начальник в одной из компаний предложил мне поуправлять несколькими миллионами рублей, я согласился. За месяц счет подрос процентов на семь – отличный результат! После этого я вернул деньги со словами «спасибо, бессонные ночи мне не нужны». Думаю, чтобы торговать и рисковать чужим капиталом, нужен особенный склад характера. Есть люди, которые с успехом этим занимаются, но, видимо, я не из их числа. Слишком велик груз ответственности, он мешает хладнокровно рассуждать и принимать разумные решения, дышать ровно и вести себя на рынке, полагаясь исключительно на трезвый расчет.

Потом был еще ряд предложений, но я всегда отказывался. Да, аналитик должен сам быть в рынке, но ровно в той степени, в которой это не начинает негативно сказываться на его способности беспристрастно анализировать рынок. Иногда разговариваешь с аналитиком, и выясняется, что он сам затарен бумагами на все лимиты и ждет роста. Он уже не беспристрастен. Эта грань – между полным безразличием к происходящему и слишком сильной личной вовлеченностью – очень тонкая, но по ней, как по лезвию бритвы, нужно идти, не отклоняясь ни в ту, ни в другую сторону. Если перестаешь чувствовать эту грань, скорее всего, это приведет к профессиональному краху. Если я управляю большими чужими деньгами, то перестаю быть хорошим аналитиком. Честнее работать так, как есть.

– Не возникало мысли сконструировать робота, чтобы исключить фактор психологии?
– Это очень здравая идея, как раз сейчас над этим работаю. Робот, в отличие от человека, дисциплинирован. Например, мне самому дисциплины иногда не хватает. Не раз были случаи, когда разработанный мной алгоритм показывал, например, продажу, но лично я в это не очень верил и пробовать торговать от покупки. Робот оказывался прав, а я вместо того, чтобы заработать, вынужден был уходить в тот день ни с чем. Поэтому возлагаю на внедрение робота в свою биржевую торговлю большие надежды. Когда он будет отлажен, можно будет вернуться к вопросу об управлении чужими деньгами.

– И вот тогда уйдете из аналитики?
– Я могу в любой момент из нее уйти: тех доходов, что я получаю, торгуя на личном счете, мне вполне хватило бы на нормальную жизнь. Ведь счастлив не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. Просто сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь. Нравится, что люди меня читают, консультируются и дают обратную связь, нравится этот диалог с трейдерами. Надеюсь, что и им по душе то, что я делаю. Без моей нынешней работы мне будет скучно, а потому останусь в аналитике. По крайней мере, пока не надоест. (Смеется.) 
____________________________________________________________________________

БИОГРАФИЯ
Александр ПОТАВИН родился в Москве в 1966 году. В 1993-м окончил Факультет радиоэлектроники Московского авиационного института, в 2001-м – Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «Финансовый менеджмент».

Карьеру на фондовом рынке начал в 1994 году, имеет общий стаж работы в банках 12 лет. Анализом фондового рынка профессионально занимается уже 11 лет, до этого в основном торговал гособлигациями и акциями. В настоящее время параллельно с аналитической работой активно торгует на российских биржах и консультирует клиентов.

Женат, сыну 22 года. Любит ухаживать за цветами на даче и путешествовать с семьей.
Источник: F&O