Доступная аквакультура: как инновации помогут снизить стоимость рыбной продукции в России
Инвестиционная группа
набережная Тараса Шевченко, 23А, Москва, 121151, Бизнес центр «Башня 2000», 19 этаж
Тел.: +7 (495) 789 45 55 / Факс: +7 (495) 937 33 60 / Эл.почта: mailbox@rusfund.ru

Пресс-центр

Тел.: +7 (495) 789 45 55
Факс: +7 (495) 937 33 60
Эл.почта: mailbox@rusfund.ru
Архив новостей
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
Январь
Февраль
Июнь
Июль
Август
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2018
Февраль
Март
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
2017
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
2016
Апрель
Май
Июнь
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2015
Январь
Февраль
Апрель
Май
Июнь
Июль
2014
2013
2012
2011
2010
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Главная » Пресс-центр » Новости группы » Доступная аквакультура: как инновации помогут снизить стоимость рыбной продукции в России
11.11.2025

Доступная аквакультура: как инновации помогут снизить стоимость рыбной продукции в России

В рамках международной выставки Seafood Expo Russia состоялась экспертная дискуссия «Технологические аспекты доступной аквакультуры», организованная АО «ГК МЕЛКОМ» и ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» и посвящённая технологическим решениям в сфере аквакультуры, направленных на снижение себестоимости и повышение доступности отечественной рыбной продукции.

Продукция аквакультуры в России по-прежнему остаётся значительно дороже, несмотря на устойчивый рост потребительского спроса. Это существенно тормозит её развитие в сравнении с другими сегментами агропромышленного комплекса. Представители бизнеса, науки и профильных институтов обсудили системные и технологические ограничения, а также практические шаги по повышению эффективности на всех этапах производственно-сбытовой цепочки.

На мероприятии обсуждались проблемы отраслевой логистики, как одного из факторов, влияющих на цену конечного продукта. Транспортировка посадочного материала, кормов и оборудования в удалённые регионы серьёзно увеличивает её себестоимость. Сложная география и протяжённость логистических цепочек требуют от производителей высокой гибкости и продуманного планирования. Компании, работающие в разных климатических и географических условиях, представили успешные кейсы по оптимизации логистических процессов. Было отмечено, что грамотное выстраивание логистики может снижать издержки на 15–20 %. Это требует координации с поставщиками, инвестиций в инфраструктуру и учёта региональной специфики.

«Выбор технологий всегда должен учитывать локальные особенности — от температуры воды до стабильности электроснабжения. Для регионов с ограниченными ресурсами особенно важны энергоэффективные, автономные и легко масштабируемые решения» — добавил Джулиан де Бондт генеральный директор Hesy Aquaculture B.V.

Важнейшим вопросом, обсуждаемым в рамках дискуссии, являлась регионализация аквакультуры. Было отмечено, что принципы регионализации отечественной аквакультуры уже заложены, однако, в современных условиях они должны развиваться и укрепляться.

«Глобальные климатические изменения, все сильнее затрагивают аквакультуру. Уже сейчас мы видим проблему подъема летних температур в Карелии и снижение объема производства продукции, в том числе, в связи с этим фактором. Или, к примеру, сокращение количества осадков и стока воды на Юге России – Астраханской области, что влияет на эффективность работы, как товарной аквакультуры, так и искусственного воспроизводства. Все эти изменения диктуют нам необходимость стратегического планирования развития аквакультуры по регионам» - отметила Виктория Баринова - начальник отдела технологий и регулирования аквакультуры ВНИРО Виктория Баринова

Отдельным направлением обсуждения стало развитие кормовой базы. Участники отметили, что в последние годы в России активно формируется рынок специализированных кормов для аквакультуры. Появление крупных отечественных производителей позволяет снижать зависимость от импорта и, как следствие, уменьшать себестоимость продукции. В то же время эксперты подчеркнули необходимость дальнейшей диверсификации и научного сопровождения этого процесса.

«Сегодня аквакультура — это не только экономика, но и вопрос продовольственной устойчивости. Мы видим большой потенциал в синергии бизнеса и науки. Внедрение инноваций, адаптированных к российским условиям, поможет сделать рыбную продукцию более доступной», — отметила Мария Егорова, заместитель генерального директора - коммерческий директор группы компаний «МЕЛКОМ».

Кроме технологических аспектов, обсуждались вопросы переработки и сбыта. Правильное позиционирование продукта, ориентация на реальные предпочтения потребителей и адаптация форм выпуска играют ключевую роль в расширении рынка.

«Важно не просто увеличить объёмы, но и создать продукт, востребованный на полке. Это требует гибкости и понимания не только технологий, но и поведения потребителя», — подчеркнул Владимир Оксаниченко, генеральный директор АО «Кала-Ранта»

Мероприятие модерировал Артемов Роман – директор департамента ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО». В качестве спикеров выступали представители ведущих российских и международных компаний, а также эксперты научных и инновационных организаций: генеральный директор АО «Кала-Ранта» Владимир Оксаниченко, генеральный директор Hesy Aquaculture B.V. Джулиан де Бондт, начальник отдела технологий и регулирования аквакультуры ВНИРО Виктория Баринова, директор направления высокопроизводительного агро- и аквахозяйства Фонда «Сколково» Севиль Нарышкина и другие отраслевые специалисты.

Дискуссия стала значимой площадкой для обмена практическим опытом, укрепления отраслевого взаимодействия и формирования подходов к снижению себестоимости продукции аквакультуры. Представленные инициативы и решения будут способствовать росту доступности рыбы для населения, развитию отечественных производств и укреплению продовольственной безопасности России.