Инвестиционная группа
набережная Тараса Шевченко, 23А, Москва, 121151, Бизнес центр «Башня 2000», 19 этажТел.: +7 (495) 789 45 55 / Факс: +7 (495) 937 33 60 / Эл.почта: mailbox@rusfund.ru
Пресс-центр
Тел.: +7 (495) 789 45 55Факс: +7 (495) 937 33 60
Эл.почта: mailbox@rusfund.ru
Архив новостей
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
Главная
»
Пресс-центр
»
Новости группы
»
Доступная аквакультура: как инновации помогут снизить стоимость рыбной продукции в России
11.11.2025
Доступная аквакультура: как инновации помогут снизить стоимость рыбной продукции в России
В рамках международной выставки Seafood Expo Russia состоялась экспертная дискуссия «Технологические аспекты доступной аквакультуры», организованная АО «ГК МЕЛКОМ» и ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО» и посвящённая технологическим решениям в сфере аквакультуры, направленных на снижение себестоимости и повышение доступности отечественной рыбной продукции.Продукция аквакультуры в России по-прежнему остаётся значительно дороже, несмотря на устойчивый рост потребительского спроса. Это существенно тормозит её развитие в сравнении с другими сегментами агропромышленного комплекса. Представители бизнеса, науки и профильных институтов обсудили системные и технологические ограничения, а также практические шаги по повышению эффективности на всех этапах производственно-сбытовой цепочки.
На мероприятии обсуждались проблемы отраслевой логистики, как одного из факторов, влияющих на цену конечного продукта. Транспортировка посадочного материала, кормов и оборудования в удалённые регионы серьёзно увеличивает её себестоимость. Сложная география и протяжённость логистических цепочек требуют от производителей высокой гибкости и продуманного планирования. Компании, работающие в разных климатических и географических условиях, представили успешные кейсы по оптимизации логистических процессов. Было отмечено, что грамотное выстраивание логистики может снижать издержки на 15–20 %. Это требует координации с поставщиками, инвестиций в инфраструктуру и учёта региональной специфики.
«Выбор технологий всегда должен учитывать локальные особенности — от температуры воды до стабильности электроснабжения. Для регионов с ограниченными ресурсами особенно важны энергоэффективные, автономные и легко масштабируемые решения» — добавил Джулиан де Бондт генеральный директор Hesy Aquaculture B.V.
Важнейшим вопросом, обсуждаемым в рамках дискуссии, являлась регионализация аквакультуры. Было отмечено, что принципы регионализации отечественной аквакультуры уже заложены, однако, в современных условиях они должны развиваться и укрепляться.
«Глобальные климатические изменения, все сильнее затрагивают аквакультуру. Уже сейчас мы видим проблему подъема летних температур в Карелии и снижение объема производства продукции, в том числе, в связи с этим фактором. Или, к примеру, сокращение количества осадков и стока воды на Юге России – Астраханской области, что влияет на эффективность работы, как товарной аквакультуры, так и искусственного воспроизводства. Все эти изменения диктуют нам необходимость стратегического планирования развития аквакультуры по регионам» - отметила Виктория Баринова - начальник отдела технологий и регулирования аквакультуры ВНИРО Виктория Баринова
Отдельным направлением обсуждения стало развитие кормовой базы. Участники отметили, что в последние годы в России активно формируется рынок специализированных кормов для аквакультуры. Появление крупных отечественных производителей позволяет снижать зависимость от импорта и, как следствие, уменьшать себестоимость продукции. В то же время эксперты подчеркнули необходимость дальнейшей диверсификации и научного сопровождения этого процесса.
«Сегодня аквакультура — это не только экономика, но и вопрос продовольственной устойчивости. Мы видим большой потенциал в синергии бизнеса и науки. Внедрение инноваций, адаптированных к российским условиям, поможет сделать рыбную продукцию более доступной», — отметила Мария Егорова, заместитель генерального директора - коммерческий директор группы компаний «МЕЛКОМ».
Кроме технологических аспектов, обсуждались вопросы переработки и сбыта. Правильное позиционирование продукта, ориентация на реальные предпочтения потребителей и адаптация форм выпуска играют ключевую роль в расширении рынка.
«Важно не просто увеличить объёмы, но и создать продукт, востребованный на полке. Это требует гибкости и понимания не только технологий, но и поведения потребителя», — подчеркнул Владимир Оксаниченко, генеральный директор АО «Кала-Ранта»
Мероприятие модерировал Артемов Роман – директор департамента ГНЦ РФ ФГБНУ «ВНИРО». В качестве спикеров выступали представители ведущих российских и международных компаний, а также эксперты научных и инновационных организаций: генеральный директор АО «Кала-Ранта» Владимир Оксаниченко, генеральный директор Hesy Aquaculture B.V. Джулиан де Бондт, начальник отдела технологий и регулирования аквакультуры ВНИРО Виктория Баринова, директор направления высокопроизводительного агро- и аквахозяйства Фонда «Сколково» Севиль Нарышкина и другие отраслевые специалисты.
Дискуссия стала значимой площадкой для обмена практическим опытом, укрепления отраслевого взаимодействия и формирования подходов к снижению себестоимости продукции аквакультуры. Представленные инициативы и решения будут способствовать росту доступности рыбы для населения, развитию отечественных производств и укреплению продовольственной безопасности России.
